• Русский

В НЦМУ разработали новые методики тестирования трассеров для оценки нефтенасыщенности пласта

Часть работы ученых посвящена подбору трассерной композиции и комплексу физико-химического моделирования по закачке трассеров.

 Современный этап развития нефтяной индустрии характеризуется осложнением условий добычи и эксплуатации большинства нефтяных месторождений, вступлением большого числа разрабатываемых высоко-продуктивных нефтяных месторождений в позднюю стадию разработки, характеризующуюся увеличением доли трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ). Для поддержания добычи нефти на необходимом уровне специалисты внедряют методы увеличения нефтеотдачи (МУН), об эффективности которых можно судить по снижению остаточной нефтенасыщенности.  Согласно международному опыту, одной из перспективных методик определения остаточной нефтенасыщенности является тестирование одиночных скважин. В то время пока опыт России в использовании данной технологии только начал делать первые шаги к развитию, за рубежом уже проведено несколько сотен тестов. Для работы в условиях российских месторождений группой специалистов Научного центра мирового уровня была разработана методика по определению необходимых критериев оценки применимости трассеров. Способ не только успешно апробирован в лабораторных условиях НЦМУ, но и эффективно применен в полевых условиях на месторождениях Западной Сибири. Подробности проведенной сотрудниками КФУ работы опубликованы в Petroleum Science and Technology .

«До недавнего времени в России не было общей  системы, объединяющей методологические принципы и принципы по интерпретации. Наша часть работы посвящена подбору трассерной композиции и комплексу физико-химического моделирования по закачке трассеров», — сообщил старший научный сотрудник НИЛ методов увеличения нефтеотдачи НЦМУ Александр Болотов.

Данный проект имеет как научное, так и прикладное значение, т.к. подобного рода методики удобны для быстрого скрининг-теста и выбора более подходящего трассера для условий исследуемого месторождения в целях оценки остаточной нефтенасыщенности.

«Идея основывается на определении коэффициента распределения трассеров с высоким давлением паров методиками газовой хроматографии с равновесным паром и ИК-спектрометрии» — поямнил Ранэль Галеев.

Проведенные в НЦМУ исследования, по разработке методики определения нефтенасыщенности, показали хорошие результаты. Метод признан перспективным для дальнейшей оценки эффективности МУН.